Ельниковский историко-краеведческий музей

является историко-культурным достоянием Ельниковского района
 +7 (83444) 2-20-66
 eln-myz91@yandex.ru

с. Ельники, пл. 1 Мая, д. 31

Архивы раскрывают тайны

5 ноября 2024 г.

Всю последнюю декаду октября сотрудники музея работали в Центральном государственном архиве РМ с целью поиска материалов по истории мокшанских сёл Ельниковского района. Изучали протоколы заседаний сельских советов за 1920-е–1930-е годы, протоколы депутатских собраний сельских женщин, акты продажи домов в 1930-е годы, подшивки районной газеты «Заря коммуны» (1937–1940), Ревизские сказки (перепись населения) по Краснослободскому уезду за 1858 год и другие фонды архива.

Начинаем публикацию серии статей о найденных документах. Нам важно не только их систематизировать, но и установить связь с потомками тех людей, которые упоминаются в письменных источниках.

Наиболее ранние протоколы относятся к 1928 году. Интересен протокол собрания бедноты д. Старые Шалы от 23.XII.1928. На собрании о своей работе отчитывался председатель сельского совета Е. Ф. Еремеев. Текста отчёта в протоколе нет, но есть вопросы, которые задавали председателю  присутствующие на собрании (30 мужчин, женщин нет):

  • Гераськин И. О.: куда дели рыбу, пойманную неводом из общественного озера, как должен работать Красный уголок и где выписанные газеты?
  • Гераськин С. Е.: как расходуются средства самообложения на постройку моста?
  • Девятайкин А. И.: как идет распространение облигаций государственного займа?
  • Пузанов С. П.: почему расхищается общественный кустарник?
  • Ямщиков П. Д.: куда делись сданные на кинопередвижку деньги и когда будет кино?

Это лишь несколько вопросов. Они просты, однако говорят о том, что жили в деревне неравнодушные люди. Их волнуют вопросы не только хозяйственной жизни – чувствуется стремление к культурной жизни: чтению газет и просмотру кино.

Ныне мы уточняем год ликвидации Старо-Шальского сельского совета.

Много информации содержат договоры М. Коринского сельского совета о продаже имущества, изъятого у зажиточных крестьян: жилых домов, коровников, свинарен, бань, риг, плугов и сох. Эти документы проливают свет на занятия крестьян и уровень их благосостояния.

В документах Б. Уркатского сельского совета за 1932-й год встречается  список депутатов сельсовета: 

  • Анискин Михаил Николаевич
  • Анискин Никита Алексеевич – от комсомольцев
  • Анискина Матрёна Николаевна
  • Афонькин Дмитрий Егорович – от комсомольцев
  • Васляев Фёдор Иванович
  • Галаев Филипп Тимофеевич
  • Галаева Мария
  • Тумаев Кирей Дмитриевич

Обращаемся к жителям с. Большой Уркат с просьбой: если вы увидели в списке знакомое имя, свяжитесь, пожалуйста, с музеем по тел. 2-20-66.

В фонде архива за 1925–1926 годы много протоколов женских депутатских собраний в Старых Пичингушах (это будущие женсоветы). Протоколы собраний написаны чётким почерком, грамотно. Через собрания советская власть стремилась вовлечь женщин в общественно-политическую жизнь. Организатором собраний старопичингушанских женщин была Анна Николаевна Родькина (1903–1987, дочь Николая Николаевича Родькина), учительница начальной школы и её заведующая.

Анна Николаевна вслух читала женщинам газету «Од веле» и на каждом собрании выступала с просветительскими лекциями. Тематика их разнообразна –  «Положение женщин раньше и теперь», «Национальная политика советской власти», «О происхождение жизни на Земле и о появлении человека», «О суевериях».

Недавно в нашем музее побывали потомки Н. Н. Родькина – члены семей его дочерей Анны и Елены (1917–1992). Татьяна Николаевна Бугрова, внучка учительницы, передала нам фотографии своей бабушки. Интересным было общение с дочерью и внучкой Елены Николаевны – Еленой Ильиничной и Натальей Борисовной.

Приехав из Нижегородской области, сначала они побывали в Старых Пичингушах, в доме Родькиных (ныне здесь размещается сельский клуб). Гостей встречала заведующая клубом Татьяна Ивановна Безбородова. Потом Владимир, сын Натальи Борисовны, привёз всех в наш музей.

Надеемся на дальнейшее общение с ними.

Одним словом, документальные материалы ЦГА РМ начали дополняться и конкретизироваться записями воспоминаний очевидцев и фотографиями.

Именно так и пишутся книги по краеведению.

Наверх
Мы используем cookies. Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с этим. Нажмите на кнопку «Согласен», и уведомление исчезнет.