В рамках подготовки к изданию книги о примокшанских сёлах Ельниковского района состоялась поездка сотрудников музея в старинное мордовское село Каньгуши.
В селе нас ждали. Вместе со специалистом администрации Каньгушанского сельского поселения Ольгой Ивановной Кирдяевой мы прошли на улицу Ленина. Здесь, около её дома мы встретили Васину Татьяну Павловну, в девичестве Шумкину. Она поведала нам первые сведения о большом роде Шумкиных.
Татьяна Павловна живет в доме своего деда Шумкина Михаила Захаровича, который жил в доме отца. Прадед Захар Шумкин имел четырех сыновей: Федора, Григория, Степана, Михаила. Вместе с повзрослевшими сыновьями он делал кирпич для строительства домов. Внизу, под горой, были их кирпичные ямы и сараи. Михаил остался в родительском доме, он был младшим из сыновей. Другим сыновьям Захар построил дома рядом с собой, они стоят до сих пор на улице Ленина. Федору и Григорию построили один пятистенный дом, где они жили со своими семьями в своих половинах. Один из домов братьев Шумкиных был когда-то сельским магазином, а сейчас находится в полуразрушенном состоянии.
В селе Каньгуши пять улиц: Ленина, Победы, Луговая («Ал курне» – нижние постройки), Гагарина и Заречная («Од курне» – новые строения).
На улице Луговой мы посетили Кривошееву Анну Васильевну (1937 г. р., в девичестве Кирдяева). Она живет одна, много лет служит в Рождественском храме, является помощницей священника. Анна Васильевна поделилась своими воспоминаниями о прошлом села и своей семьи.
Последней точкой нашего путешествия по Каньгушам стал дом Л. Е. Кяшкиной. Людмила Егоровна много лет была руководителем колхоза «За мир», уважаемый в районе человек. Она радушно напоила нас чаем с вкуснейшими блинами! В дом Людмилы Егоровны пришла и бывший сельский библиотекарь Л. М. Кирдяева. Она поделиться воспоминаниями, за много лет работы по крупицам собирала информацию по истории родного села.
Вместе они смогли найти ответ на вопрос музейщиков – «Где находились Каньгушанские хутора», которые упоминаются в переписных карточках Всероссийской сельскохозяйственной переписи 1917 года. Каньгушанские хутора располагались по левую сторону оврагов, в двух километрах от центральной дороги, ведущей из Краснослободска в Каньгуши. Предположительно, исчезли в 1930-е годы в связи с жесткими условиями коллективизации.
Прощаясь с гостеприимными каньгушанцами, договорились о продолжении нашей работы по сбору информации о прошлом села Каньгуши.
Работники музея планируют продолжить поездки в сёла Каньгушанского поселения. Семейные истории и старинные постройки ушедшего века хранят много нераскрытых тайн. Просим жителей Каньгушей, Тумалейки и Старого Тештелима поделиться семейными историями, фотографиями, документами о своих родственниках. Сохраним память о наших предках, напишем книгу о Примокшанских сёлах все вместе!