После выхода в свет очерков по истории села Новодевичьего прошло четыре года. За это время музейные работники нашли новые сведения о селе: в переписных карточках Переписи 1917 года, в электронном архиве по Первой мировой войне и плане села, присланном нам Олегом Викторовичем Севруком из Карелии. План хранится в Государственном архиве Пензенской области, как и переписные карточки Переписи.
План усадебной оседлости села был составлен в 1886 г. «с проектом нового расположения мест для поселения – 314, согласно приговора крестьян». В примечании к плану обозначены требования к правилам застройки и запланированные для сноса дворы: «Ширина дворов по восьми сажен. Ширина проулков по десяти. Кроме тех, коим мера показана на плане. Ширина улицы тридцать сажен. Покрытое серой краской темно означает места сгоревших дворов».
В центре села находилась площадь – средоточие духовной и хозяйственной жизни новодевиченцев. Здесь стояла церковь Покрова Пресвятой Богородицы с алтарём у восточной стены. В 1917 г. священником был Иван Иванович Высокинский (возраст 46 лет), диаконом – Алексей Васильевич Викторов, сторожем – Алексей Сергеевич Безгубов (70 лет). Летом 1927 г. в сильную грозу в деревянное здание церкви попал разряд молнии и оно сгорело.
На площади располагались церковная сторожка, училище (начальная школа), общественный амбар (вероятно, для хранения зерна), пожарный сарай, торговое заведение и общественное строение (его предназначение предстоит выяснить). В последующие годы все эти строения исчезли.
Интересен такой факт. Много позднее в верхней правой части плана была сделана приписка: «Дополнительно проектированные на сем плане подвория места за №№ 26а–117а, 157а–164а и 215–231 включительно по журналу Страхового отдела от 31 декабря 1919 за № 281 утверждаются к исполнению с тем, чтобы при застройке их были в точности соблюдены требования обязательных правил о постройках в селениях Пензенской губ.».
Стало быть, план, составленный в годы Российской империи, действовал и при советской власти: порядок дореволюционной застройки был продуманным и учитывал требования пожарной безопасности. Из плана мы узнаем, что в центре села в 1880-е годы случился пожар, в котором сгорели прилегающие к площади дома.
Шли годы, село росло. Сельская площадь начала ХХ века изменилась полностью: жители тех лет её бы не узнали. В наши дни она по-прежнему остается сосредоточием жизни новодевиченцев, но назначение построек иное. По левую сторону от дороги в Старотештелимские Выселки – школа и пришкольный интернат, по правую – магазин, Дом культуры, фельдшерско-акушерский пункт (построен в 2012 году), детский сад, правление колхоза «Восход». Здесь же – памятник воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Многие объекты возведены с привлечением средств колхоза «Восход», работой которого много лет руководил Анатолий Алексеевич Рыбацкий. Жаль, в наши дни многие здания пустуют, в том числе и здание школы.
Подготовить данную публикацию музейным работникам помогла заведующая Новодевиченской библиотекой Наталия Ивановна Швехторова, приславшая фотографии и план современного центра села.
Мы имеем и другие новые сведения по истории села: в переписных карточках Переписи лета 1917 г. нашли ранее неизвестные имена новодевиченцев, участников Первой мировой войны:
Галкин Аристарх Кондратьевич – рядовой 71-го Белёвского пехотного полка. Ранен 20.06.1915, направлен на лечение в дивизионный лазарет 18-й пехотной дивизии. Летом 1915 г. полк воевал под Вильно (современный Вильнюс).
Безгубов Семён Алексеевич – стрелок 1-го Сибирского стрелкового полка, 05.03.1916 ранен у фольварка Лапин, направлен в дивизионный госпиталь. Полк воевал на территории российской Польши.
Безгубов Степан Алексеевич (возможно, брат Семёна) – рядовой 53-го Волынского пехотного полка, ранен 01.09.1915. После излечения в госпитале направлен на медицинскую комиссию в г. Александров.
Бояров Павел Николаевич – рядовой 3-го инженерного полка, 13.10.1917 выбыл в госпиталь по болезни.
Надеемся, что старожилы села увидят в этих именах своих предков и сообщат о них Н. И. Швехторовой.