1-я ревизия (подушная перепись населения с целью налогообложения) проводилась в 1718–1719 годах при Петре I. По её результатам составлялись «Ревизские сказки» с указанием имени и возраста главы семьи и его сыновей (хранятся в Москве, в РГАДА). «Ревизскую сказку» по Ельникам нам прислал О. В. Севрук.
В эти годы имение в селе Ельники, после гибели в 1716 г. под Хивой князя Александра Бековича-Черкасского, принадлежало его вдове Марфе Борисовне (из рода князей Голицыных) и наследникам, их двум сыновьям Александрам.
«Ревизская сказка» написана скорописью. Чтобы разобраться с текстом, музейным работникам пришлось вспомнить студенческие годы и занятия по палеографии. Трудности чтения в том, что в тексте нет красных строк, знаков препинания, заглавных букв.
Помещаем две страницы из документа, чтобы наши читатели имели представление о нём. Приводим фрагмент текста в современном прочтении (нижняя часть первой страницы и верхняя второй): «Диов Федоров сорока семи, у него дети Петр тридцати лет, Андрей двадцати пяти лет, Михайло семнадцати лет, у Петра сын Степан трех лет. У него брат Архип Федоров тридцати пяти лет, у него дети Федор пятнадцати лет, Афанасий семи лет. Иван Дементьев шестидесяти семи, у него сын Ефремий тридцати семи лет».
Кто же пожелает проверить свои способности – успехов в чтении того, что было написанного нашими предками более 300 лет назад!
Чтение нами «Ревизской сказки» только началось. Ясно, что полной картины о численности крестьян с. Ельники мы получить не сможем: женская половина населения не указана. Фамилий тогда не было, написание Диов Федоров следует понимать так: Диов, сын Федора.
Известно, что в 1782 г. в Ельниках числилось 2 198 душ обоего пола. Прирост населения в те годы был невысоким: рождаемость не на много превышала смертность – это прослеживается по Метрическим книгам Преображенской церкви с. Ельники (имеются в ЦГА РМ с 1640 года). Можно предположить, что в 1718 г. в селе жило значительно менее 2 000 крестьян.
В «Ревизской сказке» упоминаются мужские имена ельниковских крестьян – Андрей, Ануфрий, Афанасий, Герасим, Григорий, Ефим, Иван, Лаврентий, Михаил, Роман, Степан и другие, бытующие до наших дней. В другом документе мы встретили женские имена этих времен – Авдотья, Анна, Ирина, Любяна, Матрена, Нелюда, Пелагея, Прасковья.
Чтение рукописных текстов – дело увлекательное. С особым трепетом мы знакомимся с нашими далекими предками. Все они были крепостными крестьянами. Можно представить, какими трудными были их труд и каждодневная жизнь.