Ельниковский историко-краеведческий музей

является историко-культурным достоянием Ельниковского района
 +7 (83444) 2-20-66
 eln-myz91@yandex.ru

с. Ельники, пл. 1 Мая, д. 31

Музейные маршруты. Ельники – Малый Уркат

18 сентября 2023 г.

Общение со старожилами позволяет «оживить» сведения, полученные из архивных документов. Очень интересной и результативной оказалась наша встреча с Ниной Ивановной Конзалаевой (в девичестве Дураевой), ныне живущей в Ельниках. Будучи хорошей рассказчицей, обладающей цепкой памятью, она посвятила нас во многие подробности жизни жителей деревни Малый Уркат на примере своей семьи.

Оказалось, что единственный сохранившийся до наших дней в М. Уркате дом, был её родным домом. Он куплен её родителями, Дураевыми Иваном Семёновичем (1919–1959) и Аграфеной Семёновной (1921–2018), у Александра Ефимовича Дураева  в начале 1950-х годов.

Аграфена Семёновна была великой труженицей. В 1959 году она овдовела и одна растила детей: Васю (1948), Сашу (1953), Нину (1956). Колхозные заработки в те годы были мизерны, но дети не знали нужды благодаря стараниям мамы и безграничной любви к ним. Казалось, она работала за троих: держала корову и теленка, свиноматок, гусей и кур, сажала огород. Из татарских сёл ей привозили мешки с овечьей шерстью: дети чесали её, она пряла. За работу брала пшеном или другими крупами.

Летом пахтала масло: к зиме в погребе стояло несколько вёдер с жёлтым топлёным маслом. На Покров тушила в печи капусту с гусятиной – любимое блюдо детей.

Гусиный жир растапливала и зимой жарила на нем картошку. А из гусиного пуха сделала перины и подушки, так что дети зимой не мёрзли.

Рано утром ставила в печь хлеб и, уходя на работу, говорила маленькой Нине: «Смотри на часы, сначала умойся, а потом вынимай хлеб» – и показывала дочке стрелки на циферблате: где они должны быть, когда хлеб будет готов.

Самое ценное Аграфена хранила в амбаре. Летом в жару вытаскивала на солнце сундуки и просушивала всё, что там лежало.

На Новый год дети приносили сосенку и украшали её вырезанными из тетрадных листов снежинками и самодельными конфетами: фантики собирали весь год (редкими были сладости), заворачивали в них хлебный мякиш и вешали на ветви. Нина Ивановна, смеясь, рассказала, как однажды подружка незаметно сняла «конфету» и положила в карман. Каково же было разочарование, когда она её развернула! Друзей своих детей Аграфена привечала, поэтому дом редко пустовал: даже из Ельников одноклассники приходили!

Дети помогали маме во всех делах, были добросердечными и понятливыми. Вася ездил с ней в делянки за дровами: у сваленных деревьев обрубал ветки и приводил делянку в порядок. Когда он пошел учиться в 8-й класс Ельниковской средней школы, Аграфена решила справить сыну пальто. Пошли в Ельники на ярмарку. Ходили по палаткам, а Вася думал, ведь у мамы кроме него есть и  другие дети. Он сказал: «Давай фуфайку купим, она дешевле…». Так и сделали.

Нрава Аграфена была строгого: ни один мужчина не осмеливался к ней подойти. В старости она говорила: «Если и с мешком золота захотел зайти ко мне в дом – не пустила бы! Только Ивану бы дверь открыла». Прожила Аграфена Семёновна 97 лет и была последней жительницей М. Урката (покинула деревню в 2003 году) и последней долгожительницей.

Это лишь небольшой фрагмент из рассказов Нины Ивановны. Полностью её воспоминания войдут в книгу. Нина Ивановна передала нам фотографии, и даже больше.

Она попросила своего мужа Владимира Михайловича на их личной машине съездить с музейщиками в М. Уркат. И вот буквально через полчаса мы стояли у дома Дураевых. Это было незабываемое путешествие в прошлое. Если с улицы дом кажется вместительным, то внутри довольно тесно, но всё в нём функционально (оказалось, что дом на две семьи). Русская печь давала тепло и позволяла варить еду. У противоположной стены до сих пор стоит небольшая аккуратная голландка с плитой, её дымоход уходит в печную трубу.  За голландкой – кровать, завешенная ситцевой занавеской. Около выходящих на улицу окон – стол. В красном углу – поличка с иконами. И кажется, вот сейчас отворится дверь, войдет хозяйка и займется своими хлопотами…

Рядом с домом – погреб и амбар. Мы подошли к амбару. Владимир Михайлович открыл замок, расчистил от земли просевшую дверь и мы заглянули внутрь: кровать и топчан (летом здесь спали), сундук, чемодан, корзины, еще какой-то скарб… И повеяло духом ушедших лет… Кстати, Владимир Михайлович обещал привезти несколько предметов мебели и быта в музей.

Впереди нам предстоят поездки во все сёла Ельниковского района, о которых будет написано в 6-м томе издательского проекта «Ельниковцы».

Наверх
Мы используем cookies. Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с этим. Нажмите на кнопку «Согласен», и уведомление исчезнет.